Цитата сообщения
Слон /Elephant
Слон (англ. Elephant) — десятый полнометражный фильм (2003) американского независимого режиссёра и сценариста Гаса Ван Сента.
Даже не знаю с чего и начать. Начну, пожалуй, с названия. Казалось бы, почему "Слон"? Фильм о том, как двое подростков устроили стрельбу с школе. Причем здесь слон? Когда фильма еще не посмотрел, думаешь, ну может быть там у кого-нибудь из героев погоняло Слон или что-то типа того. Но вот фильм просмотрен. А почему "Слон" так и остается загадкой? И становится понятно, что без
поллитры Википедии здесь не разобраться. Оказывается с названием связана целая, достаточно занимательная, история. В вики-статье посвященной фильму есть целый раздел посвященный названию:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Название
Название фильма прямо отсылает к Алану Кларку, одноимённая короткометражная лента которого стала для Ван Сента образцом для подражания. Так как Алан Кларк к 2003 году уже умер, Ван Сент обратился к Дэнни Бойлу, который спродюсировал фильм Кларка, с вопросом, не будет ли возражений против использования названия; Бойл дал согласие.
Когда Ван Сент работал над фильмом, он неправильно трактовал заглавие. Он понимал его как отсылку к притче о слепцах, которые пытались ощупать слона, чтобы понять, что перед ними находится, и каждый ошибался, так как мог ощупать только одну часть животного. На самом же деле Кларк заглавием намекал на англоязычную идиому «слон в комнате» (англ. elephant in the room), обозначающую очевидную проблему, на которую никто не хочет обращать внимание.
В сцене в доме Алекса можно заметить висящий у него на стене рисунок, изображающий слона. Он виден на экране всего несколько мгновений.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот так вот все не просто, оказывается.
Вторым откровением для меня стала информация про неожиданный успех «Слона» на 56-м Каннском кинофестивале. В том, что фильм представляет собой художественную ценность нет никаких сомнений. Что касается техники, то снят он на достаточно высоком уровне. Что подтверждается, как мнением известных кинокритиков, которые операторскую работу в "Слоне" сравнивают с фильмами Андрея Тарковского, Белы Тарра, Стэнли Кубрика и Александра Сокурова, так и многочисленными отзывами очень умных кинокритиков от народа: "мне б цифровую видеокамеру и пару дней свободного времени я в вам сколько угодно такого дерьма наснимал". Ну, понимаете, это прием такой в артхаусном кино псевдодокументальной съемки. Если
быдлу людям неискушенным кажется, что они без труда добились бы такого же результата - это значит, что прием удался. Ну да я отвлекся. Фильм сделан на очень высоком уровне. НО (!) в споре за главный приз — «Золотую пальмовую ветвь» — «Слон» обошёл как «Догвилль» Ларса фон Триера, признававшийся фаворитом среди критиков, так и имевшие успех у обычных зрителей «Таинственную реку» Клинта Иствуда и «Нашествие варваров» Дени Аркана. Вы понимаете, обошел «Догвилль» Ларса фон Триера! Для меня это, конечно, было неожиданностью. Все-таки при всей его художественной ценности очень много и вопросов (лично у меня, во всяком случае) к этому "Слону".
При всем моем уважении и к фильму и к его создателю, лично у меня складывается впечатление, что, может быть, он все-таки несколько переоценен критиками. Кстати, помимо всего прочего, по итогам десятилетия французский журнал «Кайе дю синема» признал «Слон» лучшим фильмом после «Малхолланд Драйва».
Ну что еще сказать... пересказывать сюжет нет абсолютно никакого смысла. С точки зрения художественной - это очень красивый фильм. Всем поклонником хорошего качественного кино смотреть нужно в обязательном порядке. Что касается морали, то по этому поводу как нельзя лучше высказался сам Гас Ван Сент:
Современное кино принимает форму проповеди. Вы не думаете, а только получаете информацию. Этот фильм — не проповедь. Смысл этого фильма не диктуется вам режиссёром. Надо надеяться, что интерпретаций столько же, сколько и зрителей.
Ван Сент утверждал, что у него есть предположения насчёт того, что могло стать причиной трагедии в «Колумбайне», но поделиться ими со зрителем не входило в его задачу. Он предоставляет зрителю самому делать наблюдения и самостоятельно ответить на этот вопрос. Т.е. фильм не дает никаких ответов, весь фильм - одни сплошные вопросы.
P.S. Также интересным мне представляется, что в Соединённых Штатах кинонаграды, по большей части, прошли мимо «Слона». Получив только две номинации на «Независимый дух», фильм в стране, где произведён, удостоился лишь одной награды — премии Нью-Йоркского общества кинокритиков за лучшую операторскую работу. Мне это очень напоминает ситуацию с Германикой. США, как и РФ (пытающаяся во всем подражать штатам) привыкли к несколько к другому формату кино. В своем отзыве я забыл упомянуть о том, что к просмотру фильма я приступал абсолютно незамутненным не знал ни режиссера, а о фильме знал только вот
из этой сцены в сереале "Школа". И вот я когда смотрел фильм мне даже в голову не могло прийти, что это фильм американский. Я убежден был, что это европейское кино. Манера съемки, диалоги - все говорило об этом. Совсем не американское кино. Лица у людей человеческие! У детей в американской школе лица людей, а не оживших китайских подделок Кена и Барби, в исполнении 30-летних извращенцев! Разве может быть такое в американском кино? Оказывается и такое возможно. Но (!) как всем уже давным давно известно - нет пророка в своем отечестве.